Сопровождение детей с ОВЗ

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

 Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:

    • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
    • дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие)
    • дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)
    • дети с тяжёлыми нарушениями речи;
    • дети с задержкой психического развития;
    • дети с умственной отсталостью;
    • дети с расстройством аутистического спектора.

      Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.

Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.

       Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

     - Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н.п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..

    - Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.(н.п. нарушение речи).

       Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является:

принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;

непрерывность;

вариативность;

соблюдение интересов воспитанника;

принцип создание ситуации успеха;

принцип гуманности и реалистичности;

содействие и сотрудничества детей и взрослых.

      Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

    - Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

    - Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает:

разработку рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;

проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;

проведение открытых занятий;

работу с детско-родительская парой.

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:

индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ;

единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ;

возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

Положение об инклюзивном образовании в МБДОУ "Новоаганский ДСПиО "Солнышко"

Постановление правительства ХМАО-Югры от 04.08.2023 № 373-п "О стандарте межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи детям и их семьям в ХМАО-Югре"

Методические рекомендации по организации ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации

Методические рекомендации по оказанию ранней помощи детям и их семьям

Порядок предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie